Суад, «Сожжённая заживо»

Иногда — очень редко — книга перестает быть только плодом творчества литератора и становится документом. Свидетельством. Позорным столбом, если хотите. Приговором и судом одновременно.

Эта история вряд ли бы так удивила и шокировала читателя, случись она в веке эдак в XIV-XV, когда царствовали дикость и невежество. Нечто подобное запросто могли бы придумать авторы антиутопий — и тогда бы читатель поеживался, перелистывая страницы, но успокаивался бы мыслью «это выдумка». Но «Сожженная заживо» — недавняя и реальная история.

«Я девушка, а девушка должна идти быстро, низко опустив голову, словно она считает шаги. Глаза ее не должны ни подниматься, ни уходить вправо и влево от дороги, потому что если вдруг встретятся с глазами мужчины, вся деревня сочтет, что она шармута».

В провинции, в потерянной «где-то на иорданской территории» деревушке случилась эта история. Одна из многих. Страшная не столько самим фактом убийства, сколько обыденностью этого факта. Да, девочку сожгли заживо. Наказали за грех. Но нет в этом ничего особенного — в системе ценностей, внутри которой живет деревушка (как и многие другие в том мире), ценность женской жизни чуть меньше, чем ценность жизни овцы. Или козы.

Можно с уверенностью сказать, что книга эта для любого европейца — а особенно для женщины — станет шоком и откровением. Разумеется, убивают детей, издеваются над женщинами, творят насилие и в западном, и в восточном мире. Но для европейцев подобные случаи — шок и ужас. Для малограмотных невежественных обитателей малоазиатских деревушек — обыденность. Традиция.

Историю Суад, рассказанную ею самой и представителями общественной организации «Возникновение» (именно они нашли обожженную, медленно умирающую Суад в госпитале и спасли от смерти — никто из сестер и врачей не хотел иметь дело с грешницей), трудно оценивать с точки зрения красоты слога или изящества стиля. Невероятное по силе воздействие этой книги в другом. В документальности.

Книга написана в результате лечения подавленной памяти. Согласно содержанию, Суад забыла об этом происшествии и вспомнила о нём только через два десятилетия, когда вылечилась благодаря лечению у психиатра. Австралийский историк Терез Тейлор в своей критической статье впоследсивии указал на многочисленные медицинские, культурные и исторические несоответсвия в книге, что поставило её достоверность под сомнение.

В частности, Суад написала, что выжила после покушения без медицинской помощи, получв ожёг 70 % тела, что невозможно (в версии для США издательства повысили эту цифру до ещё менее правдоподобных 90 %). Суад также упоминала, что её сестра была задушена телефонным проводом, в то время как в те годы, когда происходили описываемые ею события в деревнях на Западном Берегу не было телефонов. До настоящего времени нет независимых доказательств, подтверждающих, что происходящие в книге события происходили на самом деле или даже, что Суад существует вообще. Историк заключает свой анализ тем, что Суад скорее всего не знает кто она и как была сожжена.

Тем не менее, фонд «Возрождение» действительно существует и на самом деле занимается спасением женщин от насилия. Кроме того, нельзя отрицать факт, что в закрытых восточных и африканских обществах действительно нарушаются права женщин и подобные случаи имеют место быть. Во многих исламских государствах существуют законы, ущемляющие права женщин. Существует множетсво свидетельств, подтверждающих широкой распространение «убийство чести», в частности за связь вне брака.

И все-таки для читателя не должно быть так важно, существует ли Суад на самом деле, выдумана ли эта конкретная история или нет, досконально ли проверены исторические моменты в книге. Суть повествования — в самом факте существования семейного насилия. «Сожженная заживо» — ярчайший портрет темного царства, которое многие идеализируют или крайне смутно представляют. Оттуда, из этого царства, растут ноги погромов в Париже, исламского фанатизма, войн с неверными… И дело не в религии, исповедуемой родными Суад. Дело в невежестве. В беспросветности жизни. В насилии, ставшем нормой. В заскорузлых традициях.

Читать книгу «Сожженная заживо».
Интервью с автором книги.

Суад, «Сожжённая заживо»: 41 комментарий

  1. Сейчас автору книги 51 год, а сколько тех девушек которые не дожили до этого возраста… Ужасно. У меня подруга азербайджанка, говорит такая жесть по сей день происходит только в глухих деревнях, где люди кроме своей деревни больше ничего знать и видеть не хотят, живя в своих традициях и обычаях. А книга потрясающая!!! Читала в захлёб! И как же хорошо, что я родилась и выросла в Москве, а не в одной из этих деревень…….

  2. Книга повергла в шок. Да, с точки зрения стиля, красоты языка и богатства речи – книга не блещет… Но задевает и поражает совсем не это… Так спокойно в этой книге говориться о том, что у нас считается просто немыслимым, неправдоподобным. И все это просто напрочь перечеркивает представления о мире, о той цивилизации, к которой мы привыкли… Прочитала на одном дыхании, буквально за пару часов… Шок…

  3. procitala kniqu ne smoqla sderjat slezi ya prosta vvostorqe. prosta mne intersno suwestvuet li na samom dele Suad ili eto prosta vidumanniy personaj ?

  4. Я под впечатлением. У меня просто нет слов.
    Да, книга не блещет литературными изысками, но, послушайте, она ведь на то и ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ, чтобы передать все как есть. Без лишних декораций. Красивое словцо было бы, действительно, лишним, ведь девушка – неграмотная, стало быть, она описывает свои чувства и эмоции простыми словами.
    Книга замечательная. Есть над чем задуматься

  5. привет меня зовут азада я из азербайчана жизнь суад привило меня большому шоку я каждый день думаю о ней я не могу спать пому что в моей стране любить нельзя нас тоже убивают иза этого я боюсь любить я боюсь умереть

  6. Delo ne v ıslame, delo v mujcinah, eto oni kak silniy pol kogda to davnim davno ustanovili eti pravila udobniye im (mujchinam), ne pravilno istolkovivaya koran. I ne nado hodit v musulmanskiye strani dostatochno oglyadetsya vokrug sebya, nashi russkiye ( i obrazovanniye i malo obrazovanniye) mujchini takje vsegda bili svoih jen, kotoriye terpyat radi semyi i detey, da nekotoriye dobavlyayut ” byet znachit lubit”

  7. Слушайте, Азада!!!!! Сначала научитесь правильно писать и произносить название страны, в которой Вы живете, а потом по сути уже критикуйте ее нравы. Я живу в красивейшей мусульманской демократической стране – АЗЕРБАЙДЖАН! И горжусь, тем, что я Азербайджанка! И наговаривать типа того, что боюсь, что убьют за любовь это полный бред! Такое сейчас даже в глухой местности нашей страны не происходит, не то, чтобы еще и в центре нашей столицы! Так что не знаю с какой целью Вы наговариваете на Азербайджан, хочу заметить, что это ПОЛНЕЙШИЙ БРЕД! А если на Вас так повлияла эта книга, это не повод оскорблять страны, о которых Вы, как видно, совсем ничего не знаете!

  8. Про книгу скажу только одно… Хуета грандиозен, пиздец дэр галактише масштабэн! Я даже печку этим шлаком разжигать побрезгую! У меня все.

  9. Dec10 I have got 1 recommendation for your website. It appears like right now there are a handful of cascading stylesheet troubles while opening a selection of web pages within google chrome and firefox. It is operating alright in internet explorer. Possibly you can double check that.

  10. i know how difficult it can be to try and get everything in balance aka school, blogging, social life, health- it's never ending right?! great recap of your week though :) hope you enjoy this great monday!

  11. azada siz Azerbaycanin hansi bolgesinde yawayirsiz? maraqlidir hansi bolgesinde size imkan vermeyibler sevmeye…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.