Лучшие обложки музыкальных альбомов

Лучшие обложки музыкальных альбомов (в хронологическом порядке):

1962 Freddie Hubbard, Hub-Tones

Автор обложки — Рейд Майлс (Reid Miles), который создал почти 500 обложек для джазовой рекорд-компании Blue Note.

Очевидно, у Blue Note часто не хватало денег на производство полноцветных альбомных обложек, в связи с чем Майлс был ограничен двумя цветами.
О чем, благодаря его креативности и изобретательности, догадаться довольно сложно.

1965 Herb Alpert & The Tijuana Brass, Whipped Cream & Other Delights

Каждая песня на альбоме имеет название какого-нибудь блюда.

Модель на обложке — Долорес Эриксон (Dolores Erickson) одета в платье из взбитого крема — лакомство из названия альбома.

Этот альбом является самым успешным альбомом Герба Алперта. Благодаря чему — песням или обложке — вопрос открытый.

1967 The Doors, Strange Days

Вдохновленный фотографией европейского уличного цирка Анри Картье-Брессона, фотограф Джоэл Бродски решил снять «посвящение» ей в Нью-Йорке. Модели были набраны отовсюду. Силачом был швейцар. Жонглером — ассистентом Бродски, который провел большую часть дня, гоняясь за непоймаными шарами по улице. Трубачом был таксист, который согласился позировать за 5 долларов. Единственными профессионалами были лилипуты и акробаты.

1967 The Beatles, Sgt.Pepper’s Lonely Hearts Club Band

Лучшей обложки «Битлз» могло бы не быть вообще. Изначально предполагалось облачить «Сержаната» в психоделическую феерию, но лондонский торговец произведениями искусства Роберт Фрейзер, часто консультировавший группу по таким вопросам, счел такую обложку банальной и недолговечной. По рекомендации Фрейзера оформление обложки было поручено Питеру Блейку.

Блейк предложил изобразить вымышленную группу Lonely Hearts Club Band с почитателями после концерта. «Битлз» представили список своих героев: Джон хотел Оскара Уайльда, Пол предложил Карлнайнца Штокгаузена, Джордж назвал имена нескольких гуру, а Ринго по обыкновению безмолствовал. Через две недели Блейк и его жена Джэнн Хоуорт увеличили, установили и вручную отретушировали 60 фотографий, создав, по словам Блейка, «коллаж в натуральную величину». «Битлы» одетые в атласные костюмы позировали перед камерой Купера рядом со своими восковыми фигурами, позаимствованными в музее Мадам Тюссо.

С тех пор работа Блейка стала одним из самых пародируемых образов в истории рок-музыки.

Гонорар Блейка составил 200 фунтов.

1967 The Velvet Underground, The Velvet Underground and Nico

Несмотря на то, что написано на обложке, название этого альбома не «Andy Warhol».

Известность Уорхола также породила упорный слух о том, что Энди был лидер-гитаристом группы.

На самом же деле Энди Уорхол является автором оформления обложки альбома и, по совместительству, менеджером группы The Velvet Underground в первые годы ее существования.

1969 Grateful Dead, Aoxomoxoa

Эта обложка является классическим примером психоделического искусства в исполнении гуру этого направления — Рика Гриффина.

В то время, когда Гриффин получил заказ на оформление «Aoxomoxoa», он уже был известен в США и за их пределами благодаря великолепным плакатам для танцевальных концертов в залах «Эвалон Боллрум» и «Филлмор Одиториум» в Сан-Франциско. Но внимание лидера The Grateful Dead Джерри Гарсии привлекли его работы в нескольких номерах андерграундного издания «Зэп Комикс». «Я лично познакомился с Риком, — рассказывал Гарсия, — и мы начали вместе тусоваться. Где-то в районе выхода 3-го или 4-го номера „Зэп Комикс“ нам захотелось, чтобы Рик сделал обложку для одного из наших альбомов.» Увлекавшийся в то время палиндромами Гриффин и придумал слово «aoxomoxoa». «Мы не давали ему никаких конкретных указаний, — говорил Гарсия. — Мы просто сказали ему делай, что хочешь, только сделай. Взгляды Рика во многом совпадали с нашими и мы решили не контролировать его работу. Нам ничего не приходилось ему говорить. Он сам все знал.»

Смысл картинки на обложке обсуждался едва ли не столь же часто, как произношение названия альбома, но Гриффин настаивал на том, что это всего лишь сочетание архаических символов, показавшееся ему интересными.

Позже Гарсия говорил, что обложка, олицетворявшая в миниатюре сан-францисский психоделический стиль, нравилась ему куда больше, чем пластинка внутри нее. «Что касается этого альбома, мне кажется, что картинка получилась посильнее музыки.»

1969 Blind Faith, Blind Faith

Оригинальная обложка единственного альбома Blind Faith была основной частью сенсации недолгого века супергруппы.

На обложке на фоне зеленого поля изображена обнаженная по пояс одиннадцатилетняя девочка, держащая в руках модель самолета — фаллический символ.

Картинку снял друг Эрика Клэптона Боб Сайдманн, который был художником-плакатистом в расцвет психоделии в Сан-Франциско. Изначально ему пришла в голову идея,связанная с предстоящим приземлением на Луне. Сайдманну виделся космический корабль («плод древа знаний») в руках девочки («плода древа жизни»). Он присмотрел себе подходящую модель в лице школьницы из поезда лондонского метро. Она согласилась, но когда он поехал к ней домой, чтобы получить разрешение ее родителей, она отказалась. Вместо нее позировать вызвалась ее младшая сестра. Сайдманн наложил студийный снимок девочки на фото с дорсетским пейзажем.

После негативной реакции на обложку еще до выхода альбома, компания Atco подготовила вторую с неприлично безобидным портретом группы, снятом Сайдманном, на котором Клэптон играл на барабанах, а Джинджер Бейкер держал бас. Через несколько недель после того, как группа начала свое единственное турне, альбом был выпущен с обоими вариантами обложек одновременно. Продавцы заказали в 4 раза больше альбомов с консервативной обложкой, а оригинальная обложка Сайдманна за считанные месяцы стала коллекционным предметом. К тому времени группа Blind Faith уже была историей.

1969 Captain Beefheart & His Magic Band, Trout Mask Replica

Сотрудничество диссидентов масштаба Дона Ван Влиета (Кэптин Бифхарт) и Фрэнка Заппы (продюсера альбома «Trout Mask Replica») гарантировало эксцентричный результат. В данном случае это была неудобоваримая смесь дельта-блюза, фри-джаза, рока и авангарда, прикрытая равноценно чудной обложкой. Но, возможно, настоящим триумфом была рыбья голова Ван Влиета, украсившая самую известную обложку альбома, не имевшего коммерческого успеха.

1970 The Mothers of Invention, Weasels Ripped My Flesh

Обложка группы Франка Заппы The Mothers of Invention «Weasels Ripped My Flesh» («Ласки порвали мою плоть») обыгрывает рекламу электробритвы 50-х годов в журнале Life.

Нион Парк работал художником-плакатистом в составе дизайнерской команды «Family Dog» в Сан-Франциско, когда ему позвонил Фрэнк Заппа и попросил приехать в Лос-Анджелес. Заппа видел рисунки Парка, сделанные им для группы Dancing Food, и хотел, чтобы он сделал конверт для следующей пластинки The Mothers of Invention. При встрече Заппа показал Парку обложку одного журнала. «Это был один из мужских журналов типа „Саги“, — говорит Парк. — Заглавная статья называлась „Ласки порвали мою плоть“ и рассказывала о приключениях парня, который оказался раздетым по пояс в воде, кишащей ласками, и они ползали по нему, кусали его. И Фрэнк сказал: „Вот и все. Что может быть хуже?“ Остальное — история.»

Картина Парка, за которую он получил $250, так почти и не была выпущена в свет. Заппа бился с «Уорнер Бразерс» за ее выход. «Очевидно, за обложку пришлось сражаться, т.к. она не отвечала их стандартам,» — рассказывал Парк. Но даже после того как «Уорнер Бразерс» согласилась использовать ее, все равно были проблемы. «Типограф был очень оскорблен. Девушка, работавшая с ним, его помощница, даже не захотела прикоснуться к картине, даже не хотела брать ее в руки.» Тем временем вся эта шумиха очень веселила Заппу и Парка. «Меня, как и Фрэнка, обложка сильно позабавила. Мы здорово похихикали.»

Парку до сих пор невдомек, почему был поднят весь этот шум. «Это была обложка с дурной славой, хотя по сегодняшним стандартам она очень даже банальная.»

1971 The Rolling Stones, Sticky Fingers

В обложку Rolling Stones «Sticky Fingers» вклеена настоящая застежка-молния, расстегнув которую можно было найти желтое «белье» (целлофановый вкладыш пластинки).

Фото на обложке было снято Энди Уорхолом. Несмотря на то, что многие полагали,что моделью был Джеггер, все же часто поговаривали, что это был тусовщик из студии Уорхола «Фабрика» Джо Даллесандро.

Поначалу некоторые крупные сети магазинов отказались выставлять альбом из-за сильно облегающих джинсов. «Если смотреть на обложку издали, — говорил Крейг Браун, дизайнер альбома, — четко видно член парня. Я все прикалывал Энди: «Знаю, знаю, ты заставил парня поиграться с его членом перед тем, как щелкнул его.»

Также на Sticky Fingers также состоялась премьера знаменитого логотипа «Стоунз»: карикатура на губы и язык Джеггера. Вскоре это изображение было повсеместно растиражировано на кулонах, брелках, пряжках и даже татуировках.

1972 Little Feat Sailin’ Shoes

Мартин Мюллер, незаурядный художник больше известный под именем Нион Парк, прославился своей незабываемой обложкой для альбома Фрэнка Заппы 1970 г. Weasels Ripped My Flesh.

Его обложка для второй пластинки Little Feat «Sailin’ Shoes» едва ли менее провокационна. Сочетание очеловеченного торта женской наружности, между ног которой не хватает кусочка, и фаллического вида улитки — идеальный визуальный контрапункт сюрреалистической картинке, прифанкованному звуку и ленивой сексуальности Little Feat.

«На создание обложки Sailin? Shoes меня вдохновил Людовик XIV, — сказал Парк, который потом оформлял обложки всех последующих альбомов Little Feat. — Я только что видел фильм Росселлини о Людовике XIV, и во многом мне это напомнило Голливуд. Ситуация, управляемая кем-то, кто прижал всех к ногтю, держит в тюрьме, чтобы они не покупали дорогую одежду, как-то очень похожа на Голливуд. Единственное, чего не доставало — это надпись „Голливуд“, которую я хотел поместить на заднем плане. Но я подумал, что она там была бы не к месту. Но у меня был шанс сделать это позже на The Last Record Album.»

При близком рассмотрении обложки заметен Мик Джеггер, одетый под «Мальчика в голубом» Гейнсборо (Парка вдохновил фильм «Performance»).

1973 Pink Floyd, Dark Side of the Moon

Cторм Торгерсон и Обри «По» Пауэлл, известные как дизайнерская команда «Хипгносис», были когда-то соседями по комнате с бывшим лидером Pink Floyd Сидом Барреттом. Их профессиональные отношения с группой, начавшиеся со второго альбома Pink Floyd «A Saucerful of Secrets» продолжались многие годы. «Музыка Pink Floyd способствует воспоминаниям, — говорил Торгерсон. — Она вызывает в воображении очень необычные чувственные и пространственные образы. Когда мы занимаемся оформлением, мы отчасти пытаемся сказать, что это представляет музыку или группу графически.»

Для внутренней части разворота альбома Торгерсон буквально нарисовал звуковую волну биения сердца. «Если этот альбом о чем-то, то он, вероятно, о безумии: обратная сторона луны, абсурдность, другая сторона обычной жизни человека, — рассказывал Торгерсон. — Там есть кусочки, где люди говорят о своей жизни, и в качестве фонового ритма они взяли биение сердца.»

Лицевая сторона обложки более странная. На черном фоне нарисована стеклянная призма, разлагающая дневной свет на спектральную радугу. Обложка содержит две преднамеренные погрешности: в спектре нет фиолетового цвета и обратная сторона обложки изображает призму, производящую конвергенцию спектра, чего не бывает в природе.

Таким образом Торгерсон сделал акцент на другом аспекте группы, а именно световом представлении, которое становилось визитной карточкой группы.

«Floyd добились изысканных результатов в своих попытках создания атмосферы с интересным светом, соответствующим создаваемым ими звуковым творениям, — сказал Торгерсон. — Призма подчеркивала тот факт, что именно эта группа отличается от прочих своей работой со светом. Светом и звуком.»

К альбому также прилагались два плаката — один с концертными фотографиями группы, а другой с египетскими пирамидами, снятыми Торгерсоном в полнолуние. Между прочим, группа согласилась на меньший гонорар с тем, чтобы цена пластинки не была выше из-за плакатов. «Это было время, когда обложки действительно что-то значили, — сказал Торгерсон. — Это был подарок для поклонников.»

1973 Led Zeppelin, Hoses of the Holy

«Я слышал много интересного о Led Zeppelin и даже слегка нервничал перед предстоящей работой с ними, — рассказывал Обри Пауэлл, который вместе со своим партнером по дизайнерской команде „Хипгносис“ Стормом Торгерсоном создал обложку для „Hoses of the Holy“. — Они попросили о встрече, чтобы обсудить идеи. Там были Джимми Пейдж и Роберт Плант со своим менеджером Питером Грантом, которой был очень, очень большим, громадным, ошеломляющим человеком.»

Поуэлл, который не слышал музыки и не знал название, от чего можно было бы отталкиваться, представил две концепции. Для одной требовались съемки в Перу. Для другой нужно было снимать детей на каменистом формировании в северной Ирландии, называемом Великанской Гатью. «Замысел был позаимствован из фантастической книги «Конец детства», — рассказывал Пауэлл. — В конце книги все дети бегут от конца света. Они сказали: «Нам нравятся обе идеи, так что делай, что хочешь». Я сказал: «Да, но обе дорого обойдутся». И Питер Грант сказал: «Деньги? Да нам плевать на деньги. Сделай это, черт побери.»
Пауэлл с детьми, командой и гримерами отправился в северную Ирландию, где, по его словам, «десять дней без перерыва лили дожди», расстроив его планы делать съемки в цвете. «Я снял все на черно-белую пленку одним унылым утром под проливным дождем.» Несмотря на то, что обложка кажется широкоформатной фотографией, на самом деле это коллаж, состоящий из тридцати разных снимков. В съемках участвовали только два ребенка. «Поначалу мне хотелось, чтобы дети были золотого и серебряного цвета, — сказал Пауэлл. — Но так как я делал черно-белые снимки и день был очень серым, дети получились очень белыми. И когда мы их подцвечивали вручную, художник-аэрографик случайно нанес такой лиловый оттенок. Когда я первый раз увидел это, я сказал: „О боже.“ Потом посмотрел и сказал: „Подожди-ка минуточку, в этом есть что-то потустороннее.“ И мы оставили, как есть.»

«Внутреннюю сторону обложки я снимал в замке неподалеку от того места, где я снимал детей, — сказал Пауэлл. — Все так замерзли и были на пределе, потому что ничего не получалось, и единственное, из-за чего никто не разбежался, была бутылка „мандракса“ и большое количество виски.»

1974 Yes, Relayer

Редко можно встретить примеры такого тесного и долгого сотрудничества, как между Yes и Роджером Дином (Roger Dean). Плодовитый художник нарисовал огромное количество обложек для альбомов группы. Также он создал обложки для таких «боковых ветвей» Yes, как Asia, сольные проекты Стива Хау и Anderson, Bruford, Wakeman and Howe.

Дин считает, что он знает, почему «Relayer» выделается среди его работ для Yes. «Если бы мне пришлось говорить о своих навыках, — сказал он, — то я начал работать с ними, когда я был оформителем и чертежником, а „Relayer“ — это вершина обоих этих навыков.» У него ушло около 300 часов, чтобы сделать эту работу, которая в оригинале деле была очень небольшого размера, всего лишь на дюйм больше, чем конверт пластинки.

Что любопытно, Дин не слышал альбома, когда начинал работу над обложкой. На самом деле вокалист Yes Джон Андерсон придумал название после того, как увидел рисунок Дина. «Я никогда не рисую музыку, — сказал Дин. — Я очень скептично отношусь к людям, которые говорят, что делают это. Очень редко, когда музыканты Yes просто садятся и говорят: „Вот у нас музыка с таким-то настроением, не мог бы ты отразить ее немного ярче на картинке?“ Так мы не работаем.»

1975 Pink Floyd, Wish You Were Here

Темой долгожданного после «Dark Side of the Moon» нового альбома Pink Floyd «Wish You Were Here» было отсутствие. На одном уровне, он был об уходе бывшего эксцентричного лидера группы Сида Барретта от реальности. В более общем смысле «он был о конце отношений», как сказал Сторм Торгерсон, работавший над альбомом вместе со своими партнерами из «Хипгносиса». «Иногда, когда отношения заканчиваются, кажется, что другой человек уже не существует.» Создание обложки обернулось дорогостоящим и длительным процессом. «Мы решили не делать ничего коммерческого, — сказал Торгерсон. — Мы хотели потакать своим желаниям и претензиям.»

Они зашли настолько далеко, что упаковали альбом в коричневый пакет так, чтобы сам альбом был, в каком-то смысле, скрыт.

«Тогдашний президент CBS счел нас полными идиотами», — рассказывал Торгерсон со смехом. Под упаковкой можно было обнаружить четыре странные фотографии, связанные с ключевой темой. На самой поразительной из них изображен мужчина, охваченный огнем, пожимающий руку мужчине в деловом костюме. «Огонь был символом сгорания или боли в отношениях», — сказал Торгерсон. Что касается рукопожатия, он пояснил: «Иногда рукопожатие рассматривается, как ложный вид контакта, особенно в Америке, где очень любят жать руки».

На другой фотографии показан человек, ныряющий в озеро, но брызг при этом нет. «А он там вообще есть? — сказал Торгерсон. — В каком-то смысле можно сказать, что следов его присутствия нет.»

1975 Patti Smith, Horses

«У меня всегда получались великолепные снимки Патти Смит», — сказал Роберт Мэплторп в 1987 году. Он сравнил свое сотрудничество с Патти с «приемом наркотиков — ты находишься в абстрактном месте и все идеально». Обложка дебютного альбома Смит «Horses» является самым знаменитым документом в отношениях фотографа и певицы, длившихся на протяжении двух десятилетий. Мэпплторп снял обложку альбома «Dream of Life» незадолго до своей смерти в 1989 году.

Они познакомились, когда Мэпплторп был студентом художественного колледжа и Смит забрела в его квартиру в поисках кого-то еще. В 1970 году они переехали в легендарный отель в «Челси» в Нью-Йорке, где они жили в самом маленьком номере, потому что они могли позволить себе только его.

«Мы засиживались допоздна, — рассказывал Мэпплторп, — она занималась своими делами, а я своими, потом мы делали перерыв, раскуривали по сигарете и смотрели на работы друг друга.» Этой интимностью наполнен портрет на обложке: прямой взгляд Патти контрастирует с напряженной застенчивостью ее позы, андрогинность ее одежды противопоставлена изяществу ее пальцев. Обложка отражает глубину и прозрачность музыки Смит.

1975 Carly Simon, Playing Possum

Карли Саймон прибыла на фотосессию для обложки этого альбома в том, что она назвала «красивой дневной одеждой», не имея, как она сказала, «намерения оголять мои прелести». Но после того как они с фотографом Норманом Сиффом выпили по паре бокалов вина, атмосфера слегка расслабилась. По словам Саймон, «Норман спросил: «Ну, а на тебе под этим ничего нет?»

Что касается позы, то Саймон настаивает, что она не пыталась сознательно сделать ее непристойной: «Меня просто поймали в объектив. Я танцевала, я была повсюду… Я была Мартой Грэм. Думаю, что в этой фотографии больше всего поражает сдерживание эмоций.» Саймон уверяет, что некоторые другие фото, снятые на той сессии были «намного откровеннее», чем снимок, попавший на обложку.

Несмотря на то, что обложка была принята «Электрой» и магазинами пластинок, — «у меня все же были неприятности с альбомом, — смеялась Саймон. — Я была в „Блумингдейле“ где-то через месяц после выхода пластинки, и ко мне подошла разгневанная женщина и спросила меня: „Как вы можете? Все знают вас, как приличную женщину, и у вас маленький ребенок!“ Пока я собиралась с мыслями, что ей ответить, меня начал защищать продавец, втолковывая ей, что искусство — это искусство и оно не обязательно отражает реальную жизнь. Я стояла и слушала все это, когда подошел еще один человек и встал на сторону женщины. Затем еще один человек начал поддерживать продавца.» А тем временем Саймон незаметно добралась до лифта и незаметно покинула здание.

1975 David Bowie, Aladdin Sane

В биографии Джерри Хопкинса «Боуи» сам Дэвид Боуи поясняет, что персонаж Аладдин Сейн был его «идеей рок-н-ролльной Америки». Турне Боуи по США за год до того оставило у него смешанные чувства. Как он говорил, «хочу быть на сцене и исполнять мои песни, но с другой стороны, совсем не хочу разъезжать в этих автобусах со всеми этими незнакомыми людьми… Так что Аладдин Сейн был расколот посередине». Эта «шизофрения», как сказал Боуи, передана на обложке «Aladdin Sane» посредством грима: лицо певца рассечено молнией.

Однако позже Боуи рассказывал друзьям, что образ «lad insane» (безумного парня) из заглавной песни альбома был навеян его братом Терри, которому был поставлен диагноз — шизофрения.

1977 Sex Pistols, Never Mind the Bollocks Here?s the Sex Pistols

В 1976 году менеджер Sex Pistols Малколм Макларен направил Джейми Риду телеграмму следующего содержания: «У меня эти парни; снова заинтересован работать с тобой». Служба Рида на должности худрука Pistols подарила рок-музыке одни из самых провокационных сюжетов. Сын редактора либеральной газеты, он учился в Кройдонском художественном колледже (где он с Маклареном занимались подстрекательством к студенческим сидячим забастовкам), а затем купил печатный станок и использовал его для выпуска «говномутящей» общинной газеты. Он также оформил и отпечатал первую англоязычную антологию ситуационистов — группы европейских художников 30-х годов, пропагандировавших анархические взгляды в пику капиталистическим ценностям.

«Панк не интересовал меня как явление поп-культуры, — рассказывал Рид. — Я рассматривал панк, как часть движения в искусстве, развивавшегося за последние столетие, с корнями в русском агитпропе, сюрреализме, дадаизме и ситуационизме.»

Как он сам говорил, оформление его плакатов и обложек пластинок предназначалось для «выражения взглядов, многие из которых были направлены против истаблишмента и были довольно теоретическими и сложными.» Рид зачастую присваивал и ниспровергал знакомые образы: на плакатах ко второму синглу Sex Pistols «God Save the Queen» была изображена английская королева с панковской булавкой в губе.

Из-за шумихи, порожденной фиглярством Pistols, не было необходимости помещать их лица на пластинки. «Все равно они были уродами, — сказал как-то Рид. Так что обложка альбома была то, что он назвал «дешевым трюком». Ему пришлось то и дело переделывать обложку из-за изменений названия и содержания альбома. «Здорово они меня тогда достали,» — вспоминал Рид. Буквы как на записке с требованием выкупа были быстро сымитированы сотнями панк-групп. Как писала Кэтрин Макдермотт в книге «Уличный стиль: Британский дизайн в 80-х», работа Рида «во многом демократизировала процесс искусства и дизайна.» То есть он сделал для искусства то, что Pistols сделали для музыки: заниматься этим стало легко и весело.

1979 Supertramp, Breakfast in America

Музыканты Supertramp не помещали свои изображения на обложки,поскольку, как сказал клавишник Рик Дэйвис, «мы хотели существовать долго и не хотели, чтобы люди видели как мы стареем. Да и потом, внешне мы не представляли из себя ничего особенного». Для «Завтрака в Америке», первой пластинки группы после из переезда в Штаты, художник Майк Дауд сделал разные рисунки, на которых сочетались завтрак и Америка. На одном из забракованных эскизов катились гигантские пончики по аризонской долине в потоках молока. Группа отдала предпочтение рисунку Дауда со статуей Свободы со стаканом апельсинового сока в руке, после чего компаньон Дауда Мик Хаггерти отправился на поиски подходящей модели. В конце концов они нашли почтенную матрону, которую Хаггерти окрестил Либби. Хаггерти также построил Манхэттан в миниатюре из принадлежностей для завтрака. Лейтмотив нашел продолжение в массовой рекламной кампании, в рамках которой продавались такие вещи, как ламинированные меню, ложки, тарелки и банки с апельсиновым соком.

1979 The Clash, London Calling

21-е сентября 1979 года, концерт The Clash в нью-йоркском «Палладиуме», и бас-гитаре Пола Симонона осталось жить считанные секунды. «Концерт шел очень хорошо, — рассказывал Симонон, — но в глубине души я чувствовал, что что-то не так, и думаю, что я просто отыгрался на гитаре. Будь я умнее, у меня был бы запасной бас, похуже, и я бы расколотил его, а не тот.» Симонон до сих пор хранит обломки.

Тот момент был запечатлен на снимке фотографа Пенни Смит для обложки третьего альбома The Clash «London Calling», фантастическим образом сочетавшего в себе ритм-энд-блюз, ска, рокабилли и другие стили. «Если вы художник или музыкант, — сказал Симонон, — вы копаетесь в прошлом и смешиваете это с тем, что влияет на вас сегодня.» Это как раз то, что делает это фото, отсылая нас назад к традиционному извержению темперамета Пита Таунзенда в конце выступления. Оформление, позаимствованное с первого альбома Элвиса Пресли, является еще одним поклоном прошлому рока. «Когда вышла эта пластинка Элвиса, рок-н-ролл был довольно опасен, — говорит Симонон, — и я считаю, что когда мы выпустили нашу пластинку, он тоже был довольно опасная штукой.»

Кроме разбитого хорошего баса, у Симонона обложка вызывает еще одно сожаление. «Гляжу я на нее сейчас и думаю, что надо было немного поднять голову.»

1979 Joe Jackson, Look Sharp!

Можно сказать, что обложка одного из самых мощных альбомов британской новой волны своеобразно отражала воздействие от самой музыкой. Фото на обложке — эффектное исследование туфель Джо Джексона — было сделано по удачному стечению обстоятельств. «Нам захотелось снять мои туфли „Денсон“, которые я купил за день до того, просто так, — рассказывал Джексон. — Брайан Гриффин щелкнул их один или два раза, пока мы целый день делали обычные портретные снимки.» Один из таких портретов с Джексоном, по-панковски тыкающим пальцем в камеру, был помещен на обратной стороне обложки. «Конечно, мы не планировали фотографировать туфли и помещать их на обложку, — говорил Джексон, — но когда мы увидели контактные отпечатки, всем картинка очень понравилась.»

Что же стало с туфлями? «Художественный директор позаимствовал их для маркетинговых целей, — сказал Джексон, — и я их больше никогда не видел.» Предположительно эти туфли 8-го размера теперь хранятся где-то в офисе A&M.

1980 Peter Gabriel Mercury

Обложка для третьего альбома Питера Гэбриэла явилась Сторму Торгерсону во сне. В дурном сне… Торгерсона, одного из партнеров дизайнерского тандема «Хипгносис», сделавшего обложки для двух предыдущих альбомов Гэбриэла, во сне посетило тревожное видение британского певца. «В моем сне он был похож на восковую фигуру с тающим, мутирующим лицом,» — рассказывал Торгерсон. Вместо того, чтобы просто испугаться, Торгерсон постарался воссоздать видение. После тщетных попыток сделать так, чтобы эмульсия текла по обычным и стеклянным негативам, художник натолкнулся на книгу о приемах работы с поляроидом. Он потер поляроидные снимки тупым карандашом, пока они проявлялись, растирая таким образом эмульсию до получения рельефного, бесформенного изображения.

Торгерсон применил ту же технику для Гэбриэла, снимая певца на поляроид пачку за пачкой и устремляясь с ассистентами в студию, чтобы успеть растереть снимки. «Это нужно делать быстро, — рассказывал он. — На самом деле неясно, что получится, потому что ничего пока на снимках не видно.» Было выбрано множество растертых фотографий для использования на плакатах, конвертах синглов и на громадных щитах, установленных в Лондоне. Для обложки альбома Торгерсон добавил аморфные очертания, «домысел моего сна, предполагающий еще больше видений».

Как Питер Гэбриэл отнесся к такому злостному искажению черт его лица? «Пит был там и растирал поляроиды вместе с нами! — ответил Торгерсон. — Большинство артистов вообще не позволило бы менять их лица. А если бы позволили, то только в обратную сторону: сделай меня лучше, сделай меня красивее. Меня очень впечатлило, что Пит позволил все это.»

1981 Bow Wow Wow, See Jungle! See Jungle! Go Join Your Gang Yeah! City All Over, Go Ape Crazy

В 1981 году вдохновитель Sex Pistols Малькольм Макларен был менеджером нового проекта под названием Bow Wow Wow. Солисткой группы была 14-летняя полубирманка Аннабелла Луин. Для дебютного альбома Bow Wow Wow ему нужна была обложка, отражающая его гедонистическое видение группы.

Макларен решил воссоздать картину Манэ 1983 года «Завтрак на траве». «Это было сделано исключительно из-за моего своенравия, — рассказывал Макларен. — Я хотел посмотреть будет ли люди возмущены также как они возмущались, когда картина была выставлена впервые.» Фотограф Энди Эрл нашел идеальное место в графстве Сарри. Всего труднее было заставить Аннабеллу сбросить одежду. Басист Ли Горман признается, что он убедил ее раздеться, так как «если бы я этого не сделал, Малькольм бы меня уволил».
По возвращению домой Аннабелла рассказала своей матери о фотосессии, и вот тут-то и начались настоящие проблемы. Угрожая судом в случае, если обложка будет выпущена, мать Аннабеллы также вызвала полицию, которая нагрянула в студию Эрла и конфисковала большинство негативов. Альбом вышел с другой обложкой, но после мощного освещения в прессе оригинальная обложка была восстановлена в США.

1981 Debbie Harry, KooKoo

«Это был символ противоборства разных энергий, — сказала Дебби Хэрри об обложке, которую создал Х. Р. Гигер для ее дебютного сольного альбома „KooKoo“. — Вот почему там все эти молнии. А общий замысел имеет что-то общее с Франкенштейном.»

«Я думал, что я могу сделать с этой головой, — рассказывал швейцарский художник Гигер, получивший „Оскара“ за художественную постановку фильма „Инопланетянин“. — Она была такой прекрасной. И потом мне пришло в голову проткнуть ее иглами.»

«Я знала работы Гигера, — рассказывала Хэрри, — и была готова ко всему. Он мог бы меня изобразить даже большим насекомым.»
Гигер говорит, что четыре огромные иглы для акупунктуры на обложке означают четыре элемента: глаза — это огонь, нос — это воздух, рот — это вода, и шея — это земля. Он также обнаружил потаенное значение игл. «Когда я был маленьким, я играл в настольный футбол, и я понял, что эту игру можно разглядеть на нескольких моих картинах.» Гигер отмечает аналогию между обложкой «KooKoo» и его потрясающей работой на альбоме «Brain Salad Surgery» группы Emerson, Lake and Palmer. «Там тоже что-то торчит из головы. Думаю, что мне нравиться что-то втыкать в человеческие головы.»

1982 U2, Boy

Учитывая название дебютного альбома U2 и его темы совершеннолетнего возраста, группа выбрала подходящее изображение для обложки. На ней была фотография голого по пояс семилетнего мальчика по имени Питер Роуэн, который был младшим братом одного из участников экспериментальной ирландской группы The Virgin Prunes, олицетворявшего чудесную невинность с широко открытыми глазами. К сожалению, когда поползли слухи, что альбом стал раскручиваться в гей-клубах в Сан-Франциско, посыпались обвинения в адрес группы в пропаганде педофилии. Чтобы замять скандал, американский лейбл U2 заменил это фото на черно-белое изображение четверки.

1985 U2, War

По словам гитариста группы Эджа, третий альбом U2 должен был быть «ударом кастетом по морде новой поп-музыки». Как рассказывал дизайнер Стива Эврилла, работавший над оформлением большинства альбомов группы, выбрав фотографию того же, но уже повзрослевшего мальчика три года спустя, музыканты U2 хотели показать, как за это время изменилась их музыка. «Фотография того же ребенка отражает, если хотите, определенную потерю невинности за время, прошедшее с первого альбома до третьего», — сказал Эврилл. На фото на обложке «War» у Питера разбита нижняя губа — подходящий образ для воинственного музыкального «кастета» U2.
«Все думали, что мы заретушировали фото, — говорил Эврилл, — или даже что мы специально побили пацана.»

1985 Grace Jones, Slave to the Rhythm

Вытянутое лицо Грейс Джонс на обложке ‘Slave to the Rhythm«- не просто привлекающий внимание визуальный образ, но и отражение характера самого альбома. Альбом в значительной степени был продолжением ее британского хит-сингла с одноименным названием и включал в себя несколько версий песни, а также интервью с Джонс и кусочки со словами других людей.
Дизайнером обложки был французский художник Жан-Поль Гуд, который работал над скандально известным сценическим образом Джонс. «Он установил камеру, — рассказывала Джонс, — и показал мне образ — мой знаменитый рык. Потом он поработал с ним, нарезал снимки до изменения пропорций, нанес поверх них краски так, чтобы все выглядело по-настоящему. Он делает невероятную внешность реалистичной, и в этом его искусство.»

1988 Jane?s Addiction, Nothing?s Shocking

Этот альбом был шокирующим во всех смыслах.

На обложке изображены обнаженные сиамские близнецы с горящими головами, соединенные бедрами и плечами.

Сначала я хотел, чтобы скульптуры были стеклянными, — рассказывал лидер группы Перри Фаррелл, — и мы хотели подсветить их изнутри, но стеклодув, с которым я говорил, сказал, что он лучше, чем я о нем думаю. Но все, что ни делается — к лучшему. У меня обычно очень смутное представление о том, что мне надо, а потом я просто берусь за дело и иду напролом.«Девять американских сетей пластиночных магазинов отказались распространять альбом. «Было нелегко, — сказал Фаррел. — Как убедить „Уорнер Бразерс“ успокоится и выпустить альбом как есть? К счастью, я был столь наивен, что не желал уступать.»

1988 Prince, Lovesexy

На обложке этого альбома Принц принял чувственную, отчасти женскую позу.
Говорят, что этот снимок был импровизацией: фотограф Жан-Баптист Мондино решил, что певцу следует раздеться непосредственно перед съемками.

1991 Nirvana, Nevermind

Обложка «Nevermind» была навеяна документальным фильмом о родах под водой, который смотрели Курт Кобейн и Дэйв Грол. Однако, им показалось, что фотографии самого процесса были бы уж слишком графичными, и поэтому концепция была изменена на плавающего младенца. Рассмотрев дорогие фотографии, имевшиеся в продаже, компания «Геффен» устроила собственную фотосессию с участием четырехмесячного парня. Хотя компания сначала закрасила пипку малыша, в конце концов она уступила и одобрила фото как оно есть. Кобейн потом предложил добавить долларовую банкнота на рыболовном крючке, которая была снята отдельно и смонтирована. В результате получилась одна из самых провокационных обложек 90-х.

1996 Beck, Odelay

Понять, что именно изображено на обложке альбома Бэка, довольно сложно.
На самом деле — это собака Комондор, попавшая в список самых удивительных животных, перепрыгивающая через барьер.

Лучшие обложки музыкальных альбомов: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.